Минпросвещения РФ 15.08.2019 г. направило проекты профессиональных стандартов «Педагог дошкольного образования» и «Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования» для обсуждения на августовских совещаниях.
В проекте профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» разграничены трудовые функции и компетенции воспитателя, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и методиста.
В проекте профессионального стандарта «Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования» разграничены трудовые функции и компетенции по должностям "учитель", "старший учитель", "ведущий учитель".
Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению проектов профессиональных стандартов педагога.
Текст проектов профстандартов можно скачать здесь: http://educomm.iro.perm.ru/groups/attestaciya-pedagogicheskih-rabotnikov/news/obsuzhdaem-professionalnye-standarty
Проведение занятий в соответствии с целями основной общеобразовательной программы с использованием инновационных методик обучения, направленных на индивидуализацию учебной деятельности и создание зоны ближайшего развития, использование ИКТ и т.д.- для этого не нужно быть ведущим учителем, каждый педагог это делает здесь и сейчас, в реальном времени. Трудовые действия перекликаются с функционалом заместителей по УВР и ВР. По каким критериям и кто будет оценивать "Образцы...", которые должен будет создавать ведущий учитель?
10.09.2019 состоялось обсуждение профстандарта. Вызывает сомнение требование к стажу старшего учителя. Трудовые функции ведущего учителя совпадают с трудовыми функциями заместителей руководителей ОО. Как, по каким кретериям измерить работу старшего, ведущего учителя.
Братчикова Т.С. написал(а):
Нам кажется, что данный профстандарт не уменьшит отчетности учителей. Возможно много кртное увеличение нагрузки на завуча - необходимо отслеживание уровней каждого педагога. Не совсем понятны функции старшего и ведущего учителя.
Ванькова Т.А. написал(а):
Внедрение стандарта приведет к увеличению бумажной работы, причем в многократном объеме. Отслеживать уровни каждого педагога - кто будет этим заниматься (ведь это не электронная система, которая на автомате тебе все систематизирует и выдаст, за этим стоит кропотливая работа человека)? Это может привести к множеству мониторингов и отчетов.
Все это приведет к еще большей напряженности и многочисленным стрессам как для педагогов, так и для администрации школы.
«Легко заметить, что старший и ведущий учитель осуществляют методические и управленческие функции. Возникает вопрос: чем функции «ведущего учителя» отличаются от функций завуча?
Обсудили с педагогами района проект профессионального стандарта "Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования". Возникло множество вопросов. Некоторые из них: захотят ли педагоги быть "старшим учителем" или "ведущим учителем"? Кто будет решать, соответствуют ли они этим должностям? Если в образовательном учреждении нет педагогов с категориями, значит, в этих школах не будет старшего и ведущего учителя? Чем отличается ведущий учитель от завуча по методической работе? Во многих школах сократили ставки заместителей руководителя, педагоги преподают предметы не по специальности. Кто же будет старшим учителем или ведущим?
Дерябина С.П. написал(а):
Информацию получили. Познакомились и рассмотрели на заседании ШМО педагогов. Увидели уровни профессионального роста педагога (учителя), требования. Но возник вопрос: куда будут отнесены воспитатели школ - интернатов для детей с ОВЗ?
Заместители руководителей общеобразовательных организаций обсудили проект профессионального стандарта "Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования".
1 группа: Соромотина О.М., Губина М.А., Найданова Л.Е., Пихтовникова Л.В.
Отношение к проекту профессионального стандарта по должности "Учитель" положительное, но вызывают тревогу выполнение некоторых трудовых действий 1-й трудовой функции "Профессиональная деятельность по обучению":
- ТД 3. - недостаточно ресурсов по формированию цифровой образовательной среды;
- ТД 5. - необходимы разъяснения по формулировке "полноценное участие обучающихся в учебной деятельности", что значит "полноценное".
2 группа.
Проект уровневого профессионального стандарта направлен на омоложение педагогических кадров. Введение должности "Старший учитель" актуально и необходимо, но есть риск увеличения недельной нагрузки на одну ставку. Специфика дополнительных трудовых действий (координация участия педагогов в разработке рабочих программ, оказание методической помощи коллегам и др.) понятна. Считаем, что сегодня в школах есть учителя, готовые к работе в должности "Старший учитель". Думаем, что старший учитель должен быть по каждому предмету (предметной области), поэтому нужно уточнение по дополнительной третьей трудовой функции: действие только в области преподаваемых предметов. Но существует риск совпадения функционала (зон ответственности) старших учителей, работающих в одной школе. Вызывает сомнение в функционале старшего учителя ТД 2 "Проектирование программы формирования УУД", обычно данную программу разрабатывает команда педагогов. Требуют разъяснения формулировки трудовых действий: старший учитель САМ разрабатывает (проектирует) программы или формирует команду педагогов и координирует ее работу. Считаем, что функционал старшего учителя частично совпадает с функционалом руководителя ШМО и заместителя руководителя. Необходима корректировка трудовых действий по должности "Старший учитель".
3 группа. Александрова А.В., Бруева С.Н., Ковалева Е.П., Теплякова Л.А., Томленова И.А., Шугаева Н.А.
При обсуждение проекта профессионального стандарта по должности "Ведущий учитель" возникли следующие вопросы:
- Имеет ли право учитель с дипломом о высшем образовании (специалитет) быть старшим учителем и ведущим учителем?
- Заменит ли ведущий учитель заместителя директора по методической работе?
- Кто будет оценивать готовность учителя занять должности старший учитель и ведущий учитель?
- Кто и как будет оценивать эффективность профессиональной деятельности старшего учителя и ведущего учителя?
- Вызывает тревогу готовы ли учителя (захотят ли) стать ведущими учителями?
Много вопросов по разграничению функций учителя-методиста и и учителя-наставника: учитель-методист разрабатывает ООП, а учитель-наставник проектирует, а просто учитель реализует? А если в школе 1 учитель биологии, к примеру, без категории, к разработке ООП он тоже причастен, например, Программу планируемых результатов по биологии ему ведь делать??? И разработка, и проектирование близки по функционалу. И еще добавлю: если не будет в школе учителя-наставника, функции по наставничеству все равно придется выполнять учителю-методисту.
требования к должностям понятны, но весь процесс введения Профстандарта, его реализация-ещё одно тяжелое испытание для учителей
считаю, что слишком много требований и они слишком завышены к старшему и ведущему учителю
Информацию получили. Познакомились и рассмотрели на заседании ШМО педагогов. Увидели уровни профеесионального роста педагога (учителя), требования. Но возник вопрос: куда будут отнесены воспитатели школ - интернатов для детей с ОВЗ?