Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (направленного на поиск и приобретение новой информации). Исследовательская деятельность направлена на развитие познавательной и коммуникативной компетентности обучающихся. Повышает интерес к изучению истории родного края. Развивает способность обучающихся работать с разными источниками информации и вырабатывает способность к критическому суждению в отношении получаемой информации. Способствует лучшему освоению навыков в работе с архивными материалами. Формирует способность принимать ответственность за собственные действия и развивает владение способами совместной деятельности.
Каждое исследование имеет этапы: постановка проблемы; цели и задачи исследования; формулировка рабочей гипотезы; изучение научной литературы по проблеме исследования; подбор и освоение методик исследования; сбор краеведческого материала; анализ и обобщение собранного материала; представление результатов работы. Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности являются краеведческие исследовательские работы, выполненные на материалах истории «малой родины».
Так в своей работе мы использовали тематику проектов раскрывающие историю села Курашим: «Соха - «курашимка» конца XIX века», «Курашимский медеплавильный завод XVIII-XIX веков», «Село Курашим в годы Великой Отечественной войны», «Памятник павшим борцам революции», « Название улиц при заводе Курашим в XIX веке», « Курашимский пруд - бренд малой Родины», «Страницы летописи Курашимской сельской библиотеки: от истоков до наших дней», « СПТУ-75 в селе Курашим», «Курашимский обозный завод», «Старинные прялки села Курашим».
Работая по теме Великой Отечественной войны, учащиеся через историю своей семьи более глубоко и эмоционально воспринимают события тех лет. Чурекова Наталья в работе «В моей семье есть герой» доказывала родственные связи с кавалером трех Орденов Славы Чурековым Павлом Егоровичем. Никитина Полина работала над темой: «Боевой путь моего прадеда в документах и фотографиях», также была разработана тема: «Мой прадед-участник Великой Отечественной войны», «Улица Парфенова». Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательской работы. Помимо информации из газет, журналов, сети интернет, учащиеся должны получать информацию и «из первых рук», от своих земляков. Получив задание побеседовать, взять интервью у участников каких-либо событий, ученик превращается в исследователя, изучает историю в активном измерении. В каждой работе мы используем метод опрос и сбор информации у жителей села Курашим. Исследователи активно пользуются сайтом «Пермской электронной библиотеки», «Архивный фонд Пермского края», «Поколения Пермского края», «Подвиг народа».
В процессе работы мы посещали МБУ «Кунгурский городской архив», Государственный архив Пермского Края, МКУ «Архив Пермского района». В работе с архивными документами учащиеся овладевают умениями: поиском в исторических источниках необходимой информации, выявление в тексте документов конкретных фактов. Работая с документами из семейного архива, дети учатся соотносить личную историю, историю своей семьи с историей края, страны. Эта способность является важной предпосылкой для патриотического воспитания. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы. Так по материалам исследовательской работы «Курашимский медеплавильный завод XVIII-XIX веков» был оформлен стенд в музее школы. Материал исследовательской работы «Село Курашим в годы Великой Отечественной войны» был использован при составлении экскурсии в школьном музее. По материалам исследовательских работ «Улица Парфенова» и «В моей семье есть герой» был разработан проект: «По улицам героев-земляков».