Источниковедческий квест, посвященный 75-летию Великой Победы
Сетевое сообщество педагогов Пермского края - это социальный коллективный сайт для работников системы образования Пермского края, в котором пользователи проводят дискуссии на профессиональные темы, публикуют и обсуждают контент, связанный с разработкой и реализацией педагогических замыслов, предъявляют собственные материалы и разработки. Подробнее...

Педагоги-библиотекари

Источниковедческий квест,  посвященный 75-летию Великой Победы

Источниковедческий квест, посвященный 75-летию Великой Победы

Содержание квеста построено на знании справочной, мемуарной и документальной литературы, развития умений и навыков поисковой и аналитико-синтетической обработки информации, умение работать с различными видами информации, формирование информационно-коммуникативных компетенций.

Участники квеста: обучающиеся 9-11 классов.

Условия квеста:

  1. Участники квеста объединяются в группы.
  2. Выбирают лидера команды, получают задания.
  3. Решают задачу (найти ответы на предложенные вопросы) и указывают первоисточник и источник публикации;
  4. Оформляют результаты поиска в таблице, продемонстрировав навыки описания источников информации в соответствии с новым ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Источниковедческий квест,

посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 (9-11 классы)

 N  п/п

Источниковедческая  справка

Вопрос/Задача

Ответ

Первоисточник

Источник публикации

1.

Немецкий военный теоретик XIX века К. фон Клаузевиц утверждал, что война есть продолжение политики другими средствами.

«Это теоретическое положение в настоящее время подвергается критике на том основании, что….»

Продолжить цитату, используя «Словарь философских терминов» (2012).

Это теоретическое положение в настоящее время подвергается критике на том основании, что в ядерной войне не будет ни победителей, ни побежденных. И поэтому бессмысленно проводить политику военными средствами. Однако этот аргумент не очень обоснован, поскольку, во-первых, кроме ядерной войны, есть неядерные войны. Во-вторых, государство-агрессор может использовать ядерное оружие в своих политических интересах. Поэтому надо проводить такую политику, которая исключала бы всякую войну из жизни  людей и все спорные вопросы между государствами решала бы только мирным путем.

 

 

Словарь философских терминов / науч. ред. В.К. Кузнецов.- М.: ИНФРА-М, 2012.- С. 87. (ст. «Война»)

2.

За последние 5,5 тыс. лет было около 14,5 тыс. больших и малых войн.

Какое количество людей погибло, умерло от эпидемий и голода в ходе этих войн?

Свыше 3,6 млрд. человек

 

Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров.- М., 2002.- С.219. (ст. Война)

3.

Фашизм – это…

 Нацизм – это …

 Демилитаризация – это…

Используя 2-й том «Новейшего справочника школьника. 5-11 кл.» (М., 2011) дать определение понятиям «Фашизм», «Нацизм», «Демилитаризация»

Фашизм – реакционное политическое течение, возникшее в некоторых странах после Первой мировой воны, с установлением террористической диктатуры и культа насилия, ликвидацией демократических свобод.

 Нацизм – идеология, провозглашающая исключительность  и превосходство одной нации над другой. Демилитаризация – установление международным договором запрещения какому-либо государству иметь военную промышленность, содержать военные силы, строить оборонные сооружения свыше установленного количества.

 

Новейший справочник школьника. 5-11 кл. Т.2.-М.: Эксмо, 2011.- С. 321, 323.

4.

В настоящее время исследователи придерживаются следующей периодизации Второй мировой  и Великой Отечественной войны.             Первый этап (1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 года) – военные действия в Европе.

 

Обозначить хронологические рамки следующих четырех  этапов, опираясь на «Новейший справочник школьника. 5-11 кл.. Т.2» (М., 2011)

Первый этап (1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 года) – военные действия в Европе (оккупация Польши, налеты немецкой авиации на Лондон, присоединение к Берлинскому пакту 1940 г. Болгарии, успешная война Германии против Греции и Югославии, военные действия итальянских войск в Африке).

 Второй этап (22 июня 1941 г – ноябрь 1942 г.) – начало Великой Отечественной войны, отступление Красной Армии, битва под Москвой, начало складывания антигитлеровской коалиции, вступление в войну США.

Третий этап (середина ноября 1942 г. – конец 1943 г.) – коренной перелом в войне: завершение Сталинградской битвы, сражение на Курской дуге, успешное наступление англо-американских войск в Африке, капитуляция Италии, Тегеранская конференция «большой тройки».

 Четвертый этап (конец 1943 г. – 9 мая 1945 г.) – освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы от немецко-фашистксих войск, открытие второго фронта в Европе, Ялтинская конференция, капитуляция Германии.

 Пятый этап (9 мая – 2 сентября 1945 г.) – военные действия на Дальнем Востоке, вступление в войну против Японии СССР, атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки, капитуляция Японии.

 

 

Новейший справочник школьника. 5-11 кл. Т.2.-М.: Эксмо, 2011.- С. 320.

5.

Итоги Второй мировой войны.

Что является итогом Второй мировой войны?

Итоги Второй мировой войны.                                    Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло более 50 млн человек. При этом, в отличие от войны 1914-1918 гг., из-за воздушных бомбардировок и упорных боев, истребления народов, провозглашенных неполноценными, жертвы среди гражданского населения не уступали военным потерям. Наибольшие потери в войне понесли Китай - 35 млн погибших, СССР - около 27 млн. человек, Польша - около 5,6 млн, Югославия - 1,8 млн. В развязавших войну Германии и Японии погибло 6,5 млн и 2,6 млн человек.

      Важнейшим итогом войны стало возросшее осознание и народами, и правительствами большинства государств опасности эгоистичной, своекорыстной политики, игнорирующей международно-правовые нормы и обязательства. Разгром держав, развязавших войну, признание их лидеров военными преступниками, осуждение их международными трибуналами впервые в истории создали прецедент персональной ответственности политиков за действия, принесшие смерть и страдания народам.

      В послевоенные годы, с обострением отношений между государствами анти- фашистской коалиции, между ними возникли споры относительно того, чей вклад в победу над фашизмом был решающим. В частности, многие советские историки пытались доказать, будто СССР чуть ли не в одиночку разгромил Германию и Японию. В странах Запада игнорировался решающий вклад Советского Союза в победу над Германией.

      На советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. В свою очередь, союзники разгромили основные силы Италии, вели бомбардировки территории Германии, которые подрывали ее экономический потенциал. Он оставался весьма значительным даже в конце войны. Вплоть до середины 1944 г. выпуск вооружения, боеприпасов в Германии неуклонно возрастал, ее возможности сопротивления были еще очень велики. Лишь высадка союзников в Нормандии помешала Германии затянуть войну, что привело бы к появлению у нее ядерного оружия. Кроме того, союзники вынесли основную тяжесть войны на Тихом океане, при этом большая часть сухопутных сил Японии была скована Китаем. О роли, которую он сыграл во Второй мировой войне, вообще часто забывают.

Большое значение имели поставки союзников по ленд-лизу. Хотя они составили около 4% общего объема промышленной продукции, выпущенной в СССР, по отдельным видам техники и вооружения их роль была значительной: 13% по самолетам, 7% по танкам, 200% по автомобилям.

      Создание ООН. Страны антифашистской коалиции изложили свои взгляды на принципы послевоенного миропорядка в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) - документе, принятом делегациями 50 государств на конференции в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) и отразившем основные идеи Атлантической хартии. Организация Объединенных Наций была призвана обеспечить стабильный мир и международную безопасность. Ее Устав провозглашал следующие принципы: необходимость уважения прав и достоинства человека, равенство малых и больших наций; соблюдение международных обязательств и международно-правовых норм; приверженность участников ООН социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей при большей свободе.

      Была сделана попытка учесть уроки неудачи деятельности Лиги Наций, которой не удалось

предотвратить Вторую мировую войну. В отличие от Лиги Наций, учредители ООН провозгласили принципы ее Устава универсальными, то есть обязательными для всех государств, в том числе и не являющихся членами ООН. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включивший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации - США, СССР, Великобританию и Францию. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности, наделенный правом принятия мер, вплоть до военных, для пресечения агрессии.

      Создание авторитетного, включившего к концу XX в. практически все страны мира органа, к которому любое государство могло апеллировать в случае ущемления ее интересов, угрозы безопасности, имело огромное значение для утверждения правовых основ в международной жизни. В то же время действенность работы ООН зависела от единогласия постоянных членов Совета Безопасности, без которого не могли быть приняты решения о применении санкций, использовании военной силы. Принцип единогласия позволял исключить риск

использования механизмов ООН против одной из великих держав, принадлежащей к лагерю победителей, но при возникновении между ними разногласий, тем более конфликта, влияние ООН резко падало, что и произошло в годы "холодной войны".

 

 

Загладин, Н. В. Всеобщая история XX век: Аудио-учебник для 11 кл.  (Глава 5. Мировое развитие и международные отношения: 1918–1945 гг.).

 

6.

4 июля 1941 года Государственный комитет обороны поручил, специально созданной комиссии во главе с Н.А. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план…..»

В чем заключался данный план?

Закончить цитату и указать первоисточник.

4 июля 1941 года Государственный комитет обороны поручил, специально созданной комиссии во главе с Н.А. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Волге, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные районы в порядке эвакуации».

Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. за 50 лет. Т.3. 1941-1952 гг..- М., 1968.- С.42.

История Второй мировой войны 1939-1945: В 12-и т. Т.4. Фашистская агрессия против России. Крах стратегии «Молниеносной войны».- М., 1975.- Гл. 4.- С. 133.

7.

В годы Великой Отечественной войны прошли изменения в государственной системе и праве СССР.

Перечислить функции чрезвычайных органы власти и управления в годы войны?

Функции:

1. Функции Верховного Совета и СНК передаются ГКО;

2. Создание новых специализированных военных наркоматов;

3. Функции наркома обороны передаются Ставке Верховного главнокомандующего;

4. Функции местных органов власти передаются командованию военных округов.

 

История государства и права: учебник/отв. ред. И.А. Исаев.- М.: проспект, 2012.- С. 377-378. (Гл. 9, параграф 3).

 8.

Академик А.М. Самсонов об этом писателе сказал: «Он … не только военный писатель, но еще и подлинный исследователь.  В его вещах – верность высокой исторической правде». Его последняя книга «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине»

О ком идет речь?

 

Приведите цитату М.А. Ульянова об этом человеке.

Константин Симонов.

 

 «Война и Константин Симонов теперь неразрывны в памяти людей – наверное, так будет и для будущих историков нашего времени» (Народный артист СССР  М.А. Ульянов).

 

Симонов, К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине.- М., 1988.

9.

 

В 1941 году  Ставка Верховного Главного Командования  издала Приказ о разрушении и сжигании всех населенных пунктов в тылу немецких войск.  Текст приказа помещен на вкладке в книге Дмитрия Волкогонова «Триумф и трагедия»: политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. Кн. 2, ч.1 (М., 1989)  

Указать номер и дату приказа «вождя»:         «…. Сжигать все населенные пункты….»

Приказ № 0428 от 17 ноября 1941 года.

Приказ Ставки Главного Верховного командования № 0428 от 17 ноября 1941 года

Волкогонов, Д. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. Кн. 2, ч.1.-М., 1989.-  

Вкладка между с. 64-65.

10.

Вспоминая сражения на Курской дуге, маршал Советского Союза А.М. Василевский цитирует  приказ Ставки, адресованный командующему Центральным фронтом  К.К. Рокоссовскому и командующим Воронежским фронтом Ф.И. Голикову.

Что приказала Ставка в этом документе?

 Указать номер архивного документа, на который ссылается А.М. Василевский.

1. Немедленно выдвинуть 21-ю армию в сторону Курска…

2. Оказать всяческое содействие танковой армии Катукова…

Архив МО СССР, ф. 132-А, оп. 2642, д.34, л. 87-88.

Василевский, А.М. Дело всей жизни. Кн. 2.- М.: Политиздат, 1988.- С.8-9.

11.

Маршал Г.К. Жуков в  книге «Воспоминания и размышления» (М., 1988), рассказывая о Потсдамской конференции, приводит текст из Декларации о взятии Советским Союзом, США, Англией и Францией верховной власти  по управлению Германией на период её оккупации.

Что предусматривала данная Декларация?

Декларация предусматривала:

- полное разоружение всех германских вооруженных сил, включая сухопутные, воздушные, противовоздушные и военно-морские силы, СС, СА, гестапо и все другие силы или вспомогательные организации, имевшие оружие, с передачей оружия союзникам;

- арест всех главных фашистских лидеров и лиц, подозреваемых в военных преступлениях;

- принятие союзниками таких мер по разоружению и демилитаризации германии, которые они сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности.

 

Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 3.- М., 1988.- С. 296. (Гл. 23. Потсдамская конференция).

12.

8 мая 1945 года подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Назвать пригород Берлина, где был подписан этот Акт?

 Использовать  список хронологических дат.

Пригород  Берлина - Карлхорст

 

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: краткая история.- М.: Воениздат, 1984.- С.554 (Важные даты).

13.

Существуют различные  точки зрения на вклад стран антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом.

 

Приведите высказывание У. Черчиля от 26 марта 1944 года о победе советской армии.

 Для ответа на этот вопрос использовать аудиоучебник Н.В. Загладина Всеобщая история XX век.:

Из выступления У. Черчилля, 26 марта 1944 г.:

      "Британский народ и народ Америки полны искреннего восхищения победами русской армии <...> Я должен сегодня сказать вам, что наступление русских армий от Сталинграда до Днестра, в ходе которого их авангарды достигли Прута, пройдя за год расстояние в 900 миль, представляет собой главную причину неудач Гитлера. С того времени, когда я последний раз выступал с речью перед вами, захватчики-гунны не только были изгнаны с земель, которые они опустошали, но благодаря, главным образом, доблести русских, их полководческому мастерству из германской армии были выпущены кишки".

 

 

Загладин Н. В. Всеобщая история XX век.: Аудиоучебник для 11 кл.  (Глава 5. Мировое развитие и международные отношения: 1918–1945 гг.).

 

14.

Закон о ленд-лизе принят в США в 1941 году.

Найти и дать определение понятия «Ленд-лиз»                                с экономической точки зрения?

«Ленд-лиз» (давать в займы, брать в аренду) - система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, товаров и услуг станам-союзникам в период второй мировой войны.

 

Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.- М.: ИНФРА-М, 2010.- С.218.

или

 Новый экономический словарь/ под ред. А.Н. Азрилияна.- М.: Ин-т новой экономики, 2010.- С. 370.

15.

Многие красноармейцы, уроженцы Пермского края, погибли, сражаясь на полях Великой Отечественной войны и в немецких концлагерях, в т.ч. на территории Калининградской области.

Назовите фамилии пермяков, занесенных в «Книгу Памяти» Калининградской области?

Агапитов Ф.Д.; Азанов С.П.; Азовских К.А.; Акимов А.С.; Аковкин И.И.; Акулов М.В. и др.

 

Назовем поименно. Т.13. Дополнительный (Сведения о погибших без вести на фронтах Великой Отечественной войны и погибших в немецком плену). - Калининград: Янтарный сказ, 2000.-368 с.

 

2020.05.24_Мальщукова-ИВ_Источниковедческий-квест.-docx.pdf