Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (ИРЗАР) — российское федеральное государственное бюджетное научное учреждение, основанное как Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР в 1944 году. Институт выполняет фундаментальные и прикладные исследования в области комплексного развития, адаптации ребенка, нейрофизиологии когнитивного развития, физиологии и гигиены, здоровьесберегающей деятельности, госпитальной педагогики. ИРЗАР осуществляет научно-методическое сопровождение российского дошкольного образования, подготовку научных кадров по специальностям — психофизиология, физиология человека и животных и повышение профессиональной квалификации. ИРЗАР выпускает научный журнал «Новые исследования»[1]. Учёные института за 80 лет его деятельности опубликовали более 20 000 научных работ, монографий, учебников, методических пособий для педагогических институтов и образовательных организаций. За последние 15 лет опубликовано более 2200 научных статей, монографий, учебных и методических пособий. В институте подготовлено несколько сотен докторов и кандидатов наук, которые работали во всех союзных республиках Советского Союза.