Уважаемые коллеги! Приглашаем принять участие в профессионально-общественном обсуждении проекта профессионального стандарта «Наставник» (далее – профстандарт).
Подробная информация о профстандарте размещена на нашем сайте в разделе "Новости образования" http://educomm.iro.perm.ru/obr-news/obsuzhdenie-proekta-professionalnogo-standarta-nastavnik
Вы можете ознакомиться с проектом профстандарта, написать замечания и предложения по доработке проекта.
Проект профессионального стандарта «Наставник» доступен по сселке https://txts.guppros.ru/09.08.2023/nastavnik.pdf
Ваше экспертное мнение очень важно!
Регулирует работу форума модератор сетевой группы "Аттестация педагогов".
Уважаемые коллеги!
Благодарим за интерес к работе над профессиональным стандартом «Наставник».
В Федеральном институте развития образования Российской академиинародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 29 августа состоялось обсуждение проекта профессионального стандарта «Наставник».
Ссылка на запись вебинара: https://disk.yandex.ru/i/9giGs10qS-OHvw
Ваши замечания и предложения к тексту профстандарта вы можете подать в электронной форме: https://anketolog.ru/psnastavnik
Исакова И.А., консультант МКУ ЦРО Пермского муниципального округа
1. п. 3.1. Обобщенная трудовая функция: Требования к опыту практической работы-как правило, не менее 1 года по основной профессии (должности). Предложение: не менее 5 лет.
2. п. 3.1. Обобщенная трудовая функция: Другие характеристики- уровень компетенций или квалификации по основной профессии (должности) не ниже, чем у наставляемого. Предложение: выше, чем у наставляемого.
Юдина Л.А., главный специалист Управления образования Администрации Суксунского городского округа
п. 3.1. - Требования к опыту практической работы: «…как правило, не менее 1 года по основной профессии (должности)». Предлагаю: «не менее 5 лет».
п.3.1. – «…уровень компетенций или квалификации по основной профессии (должности) не ниже, чем у наставляемого». Предлагаю: «не ниже среднего уровня квалификации по образовательной организации».
Рубцова Е. С., Романова Е.И, ГБПОУ "Верещагинский многопрофильный техникум"
П.3.1. Требования к опыту практической работы: «…как правило, не менее 1 года по основной профессии (должности)».
Предложение: увеличить стаж работы наставника «не менее 5 лет».
П.3.2.1. Трудовая функция. Планирование наставничества рабочих (служащих), руководителей и специалистов среднего и высшего уровня квалификации или обучающихся по соответствующим образовательным программам. Необходимые умения: разрабатывать регламент проведения и задания для конкурсов профессионального мастерства.
Суждение: педагог СПО, пришедший с предприятия самостоятельно не сможет разработать программы, регламенты, конкурсные задания, а в процессе обсуждения и совместной работе с методистом (наставником) образовательной организации работа будет продуктивна.
3.1.2. Трудовая функция Организация деятельности наставляемых - рабочих (служащих) или осваивающих рабочие профессии. Необходимые умения: 1.Вести контроль и учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления (для рабочих). 2.Проводить текущий контроль и оценку выполнения наставляемыми работ (оказания услуг), их качества, подготовки к конкурсу профессионального мастерства и оперативно предоставлять обратную связь. 3.Анализировать процесс и результаты наставнической деятельности под руководством специалиста более высокой квалификации, совершенствовать ее с опорой на опыт.
Вопросы: В каждом п/пункте есть необходимые умения, к ним будут рекомендации или шаблоны? Или это прерогатива организации на основе внутренних локальных о наставничестве?
Горкунова Е.В., ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена "Знак Почета"
п. 3.1. - Требования к опыту практической работы: «…как правило, не менее 1 года по основной профессии (должности)». Считаю, что наставник должен иметь более длительный опыт работы в должности, 1 год опыта – это еще молодой специалист и скорее всего, сам является наставляемым. Предлагаю изложить в следующей редакции: «не менее 5 лет».
п.3.1. – «…уровень компетенций или квалификации по основной профессии (должности) не ниже, чем у наставляемого» – не совсем понятна формулировка. Как измерить уровень компетенций? Какие инструменты? Предлагаю изложить в следующей редакции: «…Выше, чем у наставляемого».
Леханова Т.А., методист МКУ РМК, Юрлинский муниципальный округ Пермского края
Замечание по требованию «опыт практической работы». Считаю, что 1 года недостаточно, необходим опыт работы не менее 5 лет.
Владычных С.В., заместитель начальника Управления образования администрации Карагайского муниципального округа Пермского края
1. При указании требований к стажу оставить в п. 3.1.: 1) не менее 1 года (исключить – «как правило») при наличии инструктажа или краткосрочного обучения по программам внутреннего (корпоративного) обучения; 2) менее 1 года при условии прохождения дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки.
2. Для п.3.2: 2 года – когда наставник прошел годовой цикл не менее 2-х раз и имеет достаточный опыт работы для передачи знаний и умений наставляемым - рабочим (служащим), руководителям и специалистам среднего и высшего уровня квалификации или обучающимся по соответствующим образовательным программам.
3. Предложение: уточнить понятие «обучающиеся по соответствующим образовательным программам» из п.3.2. для исключения совпадений с п.3.3. – «учащиеся и студенты в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Или «обучающиеся по соответствующим образовательным программам профессий рабочих (служащих)» или «обучающиеся по соответствующим образовательным программам профессий рабочих (служащих) и руководителей и специалистов среднего и высшего уровня квалификации».
4. Формулировка «уровень компетенций или квалификации по основной профессии (должности) не ниже, чем у наставляемого» в пп. 3.1. и 3.2. является неудачной, т.к. два человека одного профессионального уровня наставниками друг друга быть не могут. Изложить в формулировке «выше, чем у наставляемого», либо обозначить другие условия, показывающие «превосходство» наставника над наставляемым.
5. п.3.2.2. фразу «Руководство наставниками более низкого уровня квалификации в процессе организация ими деятельности рабочих (служащих) или осваивающих профессии рабочих (служащих)» изложить в следующей редакции: «Руководство наставниками более низкого уровня квалификации в процессе организация ими наставнической деятельности с рабочими (служащими) или осваивающими профессии рабочих (служащих)»
6. В характеристике трудовых действий п. 3.1.1. заменить слова «(как правило, под руководством специалиста более высокой квалификации)» на «под руководством руководителя, заместителя руководителя или другого специалиста, назначенного руководить наставнической деятельностью» для контроля данного процесса в организации и возложения ответственности по иерархии должностей.
Вершинин С.В., методист МБУ ДПО «Куединский РМЦ», Куединкий муниципальный округ Пермского края